Афоризмы, крылатые фразы, цитаты

Авторы афоризмов | Биографии | Темы афоризмов | Афоризмы по категориям | Случайный афоризм | Рассылка
Рейтинг авторов афоризмов 

Жан Лабрюйер


Жан Лабрюйер (1645–1696)
французский писатель-моралист


Биография



  • Беда, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать.

  • Благородно только то, что бескорыстно.

  • Благородный человек выше обид, несправедливости, горя, насмешек; он был бы неуязвим, будь он чужд состраданию.

  • Богат тот, кто получает больше, чем тратит; беден тот, чьи траты превышают доходы.

  • Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, - они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого - сделка принесла бы нам лишь убыток.

  • Большинство женщин повинуются голосу сердца, и поведение их во всем зависит от мужчин, которых они любят.

  • Большинство людей тратит половину своей жизни на то, чтобы другую половину сделать несчастной.

  • Большинство людей употребляет лучшую пору своей жизни на то, чтобы сделать худшую еще более печальной.

  • Боязнь смерти мучительнее, чем сама смерть.

  • Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, — иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.

  • Бывают столь совершенные виды красоты и столь блестящего достоинства, что люди, тронутые ею, ограничиваются тем, что смотрят на нее и говорят о ней.

  • Бывают странные отцы, до самой смерти занятые лишь одним: дать детям основания не слишком скорбеть о ней.

  • Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме — это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделен умом, или наделен им в очень малой степени.

  • Быть свободным значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать.

  • В военном деле различие между героем и великим человеком очень тонко: и тот и другой должен обладать всеми воинскими доблестями. И все же мне кажется, что первый - непременно молод, предприимчив, отважен, неколебим в минуты опасности и бесстрашен, тогда как второй отличается ясным разумом, дальновидностью, незаурядными дарованиями и большим опытом.

  • В жизни бывают случаи, когда самой тонкой хитростью оказываются простота и откровенность.

  • В жизни нередки случаи, когда женщина изо всех сил скрывает страсть, которую испытывает к мужчине, в то время как он так же прилежно разыгрывает любовь, которой вовсе к ней не чувствует.

  • В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба.

  • В искусстве есть некий предел совершенства, как в природе - предел благорастворенности и зрелости.

  • В истинной дружбе таится прелесть, непостижимая для заурядных людей.

  • В любом деле - как в ремесле, так и в торговле - можно разбогатеть, притворяясь честным человеком.

  • В любом нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек.

  • В молодости человек копит себе на старость, а состарившись, откладывает на похороны.

  • В разглашении тайны всегда повинен тот, кто доверил ее другому.

  • В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную.

  • Великое удивляет нас, ничтожное отталкивает, а привычка примиряет и с тем и с другим.

  • Во Франции воины храбры, а судьи учены. В Риме судьи были храбры, а воины учены: каждый римлянин соединял в себе воина и судью.

  • Водись на свете поменьше простаков, было бы меньше и тех, кого называют хитрецами и ловкачами.

  • Возвыситься при дворе трудно, но еще труднее стать достойным возвышения.

  • Все говорят про глупца и хвастуна, что он глупец и хвастун; но никто не говорит этого ему, и он умирает, не зная о себе того, что знают все.

  • Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими.

  • Все процветает в стране, где никто не делает различия между интересами государства и государя.

  • Все страсти лживы: они стараются надеть маску, они прячутся даже от самих себя. Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или не прибегал бы к ее помощи.

  • Всякий сочинитель хочет писать так, чтобы его поняли; но при этом нужно писать о том, что стоит понимания.

  • Вы думаете, что этот человек одурачен вами; а если он притворяется одураченным, то кто больше одурачен: он или вы?

  • Вы нашли себе преданного друга, если, возвысившись, он не раззнакомился с вами.

  • Высокие места делают людей великих более великими, а низких - более низкими.

  • Высокий стиль газетчика - это пустая болтовня о политике.

  • Высокомерие — вот единственная причина того, что мы так держа заносимся перед низшими и так постыдно пресмыкаемся перед высшими.

  • Выше великого политика я ставлю только того, кто не жаждет им стать, ибо с каждым днем все больше убеждается, что мир не стоит того, чтобы тратить на него силы.

  • Где причина возвышения людей? В глубоком уме, выдающихся талантах или в удачном стечении обстоятельств?

  • Главное для женщины не в том, чтобы иметь духовного наставника, а в том, чтобы жить разумно и не нуждаться в нем.

  • Глупец — это человек, у которого не хватает ума даже на то, чтобы быть самовлюбленным.

  • Говоря о том, что их затрагивает, люди признаются только в своих самых незначительных недостатках.

  • Говоря по человеческим понятиям, смерть имеет одну и хорошую сторону: она полагает конец старости. Смерть, предупреждающая дряхлость, является более кстати, чем смерть оканчивающая собою дряхлость.

  • Губит мот своих наследников, а скупец самого себя.

  • Давать обещания при дворе столь же опасно, сколь трудно их не давать.

  • Даже самую невинную шутку можно позволить себе только с людьми вежливыми и умными.

  • Дайте Эргасту волю, и он обложит налогом воду, которую пьют, и землю, по которой ходят: он умеет превращать в золото все - даже тростник, камыш и крапиву.

  • Двор похож на мраморное здание: он состоит из людей отнюдь не мягких, но отлично отшлифованных.

  • Для интриг нужен ум, но когда его много, человек стоит настолько выше интриг и происков, что уже не снисходит до них; в этом случае он идет к успеху и славе совсем иными путями.

  • Для светских женщин садовник — просто садовник, каменщик — просто каменщик. Для других, живущих более замкнутой жизнью, и садовник, и каменщик — мужчины. Не спастись от искушения тому, кто его боится.

  • Для того чтобы управлять кем-либо долго и самовластно, надо иметь легкую руку и как можно менее давать ему чувствовать его зависимость.

  • Доверие - первое условие дружбы.

  • Доверие есть первое условие дружбы; оно, можно сказать, служит преддверием храма, тогда как готовность идти на жертвы является самим храмом.

  • Долг судей - вершить правосудие, а их ремесло - оттягивать его; многие судьи знают свой долг и продолжают заниматься своим ремеслом.

  • Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека.

  • Друзьям мы охотно сами открываем наши тайны; от возлюбленных мы их не можем скрыть.

  • Душа отнюдь не то, что она видит цвет или слышит звук, а только то, что мыслит.

  • Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум их отец.

  • Если бы глупец боялся сказать глупость, он уже не был бы глупцом.

  • Если бы одни умирали, а другие нет, умирать было бы крайне досадно.

  • Если бы человек умел довольствоваться тем, что имеет, а не зариться на достояние соседа, он всегда наслаждался бы миром и свободой.

  • Если бы человек умел краснеть перед самим собой, от скольких преступлений, не только скрытых, но и явных, избавил бы он себя.

  • Если вы зайдете на кухню и познакомитесь там со всеми секретами и способами так угождать вашему вкусу, чтобы вы ели больше, чем необходимо; ... если вы увидите все эти яства не на роскошно накрытом столе, а в другом месте, вы сочтете их отбросами и почувствуете отвращение.

  • Если вы тщательно присмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен.

  • Если женщина неверна и это известно тому, кому она изменяет, она неверна — и только; но если он ничего не знает — она вероломна.

  • Если книга возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы, судите ее только по этим чувствам: она превосходна и создана рукой мастера.

  • Если мужчину мучит вопрос, не изменился ли он, не начал ли стареть, ему следует заглянуть в глаза молодой женщине и обратить внимание на то, как она с ним разговаривает: он сразу узнает, что так боится узнать. Суровый урок!

  • Если финансист разоряется, придворные говорят: "Это выскочка, ничтожество, хам". Если он преуспевает, они просят руки его дочери.

  • Если человек помог тому, кого он любил, то ни при каких обстоятельствах он не должен вспоминать потом о своем благодеянии.

  • Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство.

  • Женское вероломство полезно тем, что излечивает мужчин от ревности.

  • Женщина всегда будет видеть в своем друге мужчину, точно так же как он будет видеть в ней женщину. Такие отношения нельзя назвать ни любовью, ни дружбой: это нечто совсем особое.

  • Женщина, которая столь сильно любит одного мужчину, что перестает кокетничать со всеми остальными, слывет в свете сумасбродкой, сделавшей дурной выбор.

  • Женщина, которую все считают холодной, просто еще не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь.

  • Женщина, у которой один любовник, считает, что она совсем не кокетка; женщина, у которой несколько любовников, — что она всего лишь кокетка.

  • Женщинам недорого стоит сказать то, чего они вовсе не чувствуют, а мужчинам еще меньше стоит высказать, что они чувствуют.

  • Женщины не любят друг друга, и причина этой нелюбви - мужчина.

  • Женщины с легкостью лгут, говоря о своих чувствах, а мужчины с еще большей легкостью говорят правду.

  • Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или намного лучше мужчин.

  • Женщины утверждают, что мужчины непостоянны, а мужчины доказывают, что женщины ветрены.

  • Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит.

  • Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.

  • Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев.

  • Жизнь коротка, если считать, что названия жизни она заслуживает лишь тогда, когда дарит нам радость; собрав воедино все приятно проведенные часы, мы сведем долгие годы всего к нескольким месяцам.

  • За усердное исполнение своего долга человек вознаграждает себя удовлетворением, которое он испытывает, и не заботится о похвалах, почете и признательности, в которых ему отказывают.

  • Звание комедианта считалось позорным у римлян и почетным у греков. Каково положение актеров у нас? Мы смотрим на них, как римляне, а обходимся с ними, как греки.

  • И при зарождении и на закате любви люди всегда испытывают замешательство, оставаясь наедине друг с другом.

  • Известная духовная ограниченность помогает иным людям идти по стезе мудрости.

  • Изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринужденность с богатым воображением.

  • Иные люди так страстно и упорно добиваются предмета своих желаний, что, боясь упустить его, делают все от них зависящее, дабы действительно его упустить.

  • Иным людям легче украсить себя множеством добродетелей, чем избавиться от одного недостатка.

  • Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в ней.

  • Истинно остроумный человек - диковина, и к тому же ему нелегко поддерживать свою репутацию: люди редко уважают того, кто умеет их смешить.

  • Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки.

  • Истинные обезьяны, вельможи ведут себя с низшими так же, как монархи - с ними самими.

  • К высокому положению ведут два пути: проторенная прямая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче.

  • Каждое утро мы раскрываем глаза, как купец - ставни своей лавки, и выставляем себя напоказ, чтобы обманывать ближнего; а вечером снова закрываем их, потратив целый день на обман.

  • Как бы сильно ни любила молодая женщина, она начинает любить еще сильнее, когда к ее чувству примешивается своекорыстие или честолюбие.

  • Как жаль, что мы живем недостаточно долго, чтобы пользоваться уроками своих ошибок.

  • Как излишняя небрежность в одежде, так и чрезмерная щеголеватость равно подчеркивают дряхлость и умножают морщины стариков.

  • Как ни безупречно произведение, от него не останется камня на камне, если автор, прислушиваясь к критике, поверит всем своим судьям, ибо каждый из них потребует исключить именно то место, которое меньше всего ему понравилось.

  • Как ни развязно, просто, незаметно мы поступаем, все-таки везде проглядывают наши манеры, которые выдают нас. Глупец входит и выходит, садится и встает, молчит и стоит на ногах - все это не так, как умный человек.

  • Как ни требовательны люди в любви, все же они прощают больше провинностей тем, кого любят, нежели тем, с кем дружат.

  • Как трудно быть вполне довольным кем-то!

  • Ключ к сердцу человека — сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело.

  • Когда женщина не спускает глаз с мужчины или все время отводит их от него, все сразу понимают, что это значит.

  • Когда женщина перестает любить мужчину, она забывает все - даже милости, которыми его дарила.

  • Когда народ охвачен волнением, никто не может сказать, как восстановить спокойствие, когда он умиротворен, никто не знает, что может нарушить его спокойствие.

  • Кокетка до последнего своего вздоха уверена, что она хороша собой и нравится мужчинам. Она относится ко времени и годам как к чему-то, что покрывает морщинами и обезображивает только других женщин, и забывает, что возраст написан и на ее лице.

  • Кокетство - порок души.

  • Кокетство в женщине отчасти оправдывается, если она сладострастна. Напротив, мужчина, который любит кокетничать, хуже, чем просто распутник. Мужчина-кокетка и женщина-сладострастница вполне стоят друг друга.

  • Кому, по-вашему, живется приятней и привольней - пастуху или овцам? Стадо ли создано для пастуха или пастух для стада? Вот бесхитростное олицетворение народа и государя, если только последний - подлинный государь.

  • Кончина наступает однажды, и ждем мы ее всю жизнь: боязнь смерти мучительней, чем сама жизнь.

  • Крайности всегда порочны, ибо исходят от человека; равновесие всегда справедливо, ибо исходит от бога.

  • Красивые девушки, которые дурно обращались со своими поклонниками, не остаются безнаказанными: обычно им мстят уродливые, старые, или недостойные мужья.

  • Кратчайший и вернейший способ составить себе состояние — это дать людям понять, что им выгодно делать вам добро.

  • Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.

  • Кто не умеет с толком употребить свое время, тот первый жалуется на его нехватку: он убивает дни на одевание, еду, сон, пустые разговоры, на размышления о том, что следует сделать, и просто на ничегонеделанье.

  • Кто постоянно скрывает свои лета, тот, наконец, и сам начинает думать, что он так молод, как хочет казаться.

  • Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост.

  • Кто, после разговора с вами, бывает доволен собою и своим умом, тот и вами вполне доволен.

  • Легче встретить людей, обладающих умом, нежели способностью употреблять его в дело, ценить ум в других и находить ему полезное применение.

  • Легче обогатиться тысячью добродетелей, чем избавиться от одного недостатка.

  • Легче сделать так, чтобы о вас говорили: "Почему он получил это место?" - чем добиться того, чтобы кто-нибудь спросил: "Почему он не получил этого места?

  • Легче спросить старика о том, когда он умрет, нежели женщину о том, когда она родилась.

  • Леность и непостоянство губят плоды наилучших пожеланий.

  • Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь.

  • Ложная скромность — самая утонченная уловка тщеславия.

  • Ложное величие есть лишь ничтожество, как ложная добродетель — лицемерие.

  • Лучше стать жертвой неблагодарности, чем отказать в помощи несчастному.

  • Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения ни о себе, ни о других.

  • Льстец не уважает ни себя, ни других.

  • Любителю редкостей дорого не то, что добротно или прекрасно, а то, что необычно и диковинно, то, что есть у него одного. Модное и труднодоступное он ценит больше, чем совершенное.

  • Любовь и дружба исключают друг друга.

  • Любовь начинается с любви; даже самая пылкая дружба способна породить лишь самое слабое подобие любви.

  • Люди в большинстве случаев сперва гневаются, потом наносят обиду; некоторые же поступают наоборот: сначала оскорбляют, потом сердятся. Удивление, в которое вас это повергает, не оставляет места для злопамятства.

  • Люди слишком мало дорожат случаем доставить радость ближнему.

  • Люди согласны быть рабами в одном месте, чтобы чувствовать себя господами в другом.

  • Люди так заняты собой, что у них нет времени вглядываться в окружающих и справедливо их оценивать. Вот почему те, у кого много достоинств, но еще больше скромности, нередко остаются в тени.

  • Люди, украшенные достоинствами, сразу узнают, выделяют, угадывают друг друга; если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения.

  • Манерность жестов, речи и поведения нередко бывает следствием праздности или равнодушия; большое чувство и серьезное дело возвращают человеку его естественный облик.

  • Между здравым смыслом и хорошим вкусом та же разница, что между причиной и следствием.

  • Монарх, окруженный роскошью и пышностью, - это пастух в одежде, усыпанной золотом и каменьями, с золотым посохом в руке, с овчаркой в золотом ошейнике, на парчовой или шелковой сворке. Какая польза стаду от этого золота? Разве оно защитит его от волков?

  • Мужчина громко негодует на женщину, которая его разлюбила, и быстро утешается; женщина не столь бурно выражает свои чувства, когда ее покидают, но долго остается безутешной.

  • Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою собственную, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую.

  • Мужчина, обладающий большими достоинствами и умом, никогда не бывает безобразен.

  • Мужчине легко обмануть женщину притворными клятвами, если только он не таит в душе истинной любви к другой.

  • Мужчины убеждены в слабости женщины, а сами состоят у них же невольниками.

  • Мы боимся старости, хотя не уверены, что доживем до нее.

  • Мы быстро подмечаем в себе малейшие достоинства и медленно обнаруживаем недостатки.

  • Мы гораздо чаще хвалим то, что расхвалено другими, нежели то, что похвально само по себе.

  • Мы надеемся достигнуть старости, но боимся состариться.

  • Мы питаемся тем, что нам дают писатели древности и лучшие из новых, выжимаем и вытягиваем из них все, что можем, насыщая этими соками наши собственные произведения; потом, выпустив их на свет и решив, что теперь-то мы уже научились ходить без чужой помощи, мы восстаем против наших учителей и дурно обходимся с ними, уподобляясь младенцам, которые бьют своих кормилиц, окрепнув и набравшись сил на их отличном молоке.

  • Мы преисполнены щедрости к тем, кому делаем добро, и страстно ненавидим тех, кому нанесли много обид.

  • Мы так же не можем навеки сохранить любовь, как не могли не полюбить.

  • Мы так любим критиковать, что теряем способность глубоко чувствовать поистине прекрасные творения.

  • Мы хотим быть источником всех радостей или, если это невозможно, всех несчастий того, кого любим.

  • Мысль нетленна.

  • На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.

  • Наказанный преступник — это пример для всех негодяев; невинно осужденный — это вопрос совести всех честных людей.

  • Нам следует искать расположения тех, кому мы хотим помочь, а не тех, от кого мы ждем помощи.

  • Народу выпадает великое счастье, когда монарх облекает своим доверием и назначает министрами тех, кого назначили бы сами подданные, будь это в их власти.

  • Настоящий финансист не способен горевать о смерти друга, жены, детей.

  • Не будь дети в то же время и наследниками, они, вероятно, больше дорожили бы родителями, а родители - ими.

  • Не знаю, что лучше - дурно шутить или повторять хорошие, но давным-давно известные остроты, делая вид, что вы только что их придумали.

  • Не пытайтесь верховодить ни вельможами - они защищены от вас высоким положением, ни маленькими людьми - они всегда настороже.

  • Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения.

  • Не слушать ничьих советов и отвергать все поправки может только педант.

  • Не спастить от искушения тому, кто его боится.

  • Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным.

  • Не так легко составить себе имя превосходным произведением, как заставить ценить посредственное произведение с помощью уже приобретенного имени.

  • Невежество — состояние привольное и не требующее от человека никакого труда; поэтому невежды исчисляются тысячами.

  • Невоздержание превращает в смертельный яд пищу, назначенную для сохранения жизни.

  • Невозможность доказать, что бога нет, убеждает меня в том, что он существует.

  • Неизбежность смерти отчасти смягчается тем, что мы не знаем, когда она настигнет нас; в этой неопределенности есть нечто от бесконечности и того, что мы называем вечностью.

  • Ненависть — столь длительное и неискоренимое чувство, что самый верный признак близкой смерти больного — это примирение его с недругом.

  • Непостоянная женщина - та, которая уже не любит; легкомысленная - та, которая любит уже другого; ветреная - та, которая не знает, любит ли она и кого любит; равнодушная - та, которая никого не любит.

  • Несправедливость, присущая первым людям, - вот где истоки войны и необходимости ставить над собой начальников, которые определяли бы права каждого и решали бы все споры.

  • Несчастье трудно переносить, счастье - страшно утратить. Одно стоит другого.

  • Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.

  • Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека.

  • Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или не прибегал бы к ее помощи.

  • Неужели нельзя изобрести средство, которое заставило бы женщин любить своих мужей?

  • Неучтивость — не особый порок, а следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти.

  • Ни к кому не ходить на поклон и не ждать, что придут на поклон к вам, - вот отрадная жизнь, золотой век, естественное состояние человека!

  • Ничто так не похоже на искреннюю убежденность, как злобное упрямство.

  • Нужно быть очень уж глупым человеком, чтоб под воздействием любви, злобы или нужды нисколько не поумнеть.

  • О сильных мира сего лучше молчать: говорить о них хорошо - почти всегда значит льстить им; говорить о них дурно - опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы.

  • О, тщеславный и самонадеянный человек! Сумей создать хотя бы того червяка, которого ты попинаешь ногой и презираешь.

  • Один из признаков посредственности — беспрестанная болтовня.

  • Ораторы в одном отношении похожи на военных: они идут на больший риск, чем люди других профессий, зато быстрее возвышаются.

  • Перед лицом иных несчастий как-то стыдно быть счастливым.

  • Плуты склонны думать, что все остальные подобны им.

  • По-настоящему мы любим лишь в первый раз, все последующие наши увлечения уже не так безоглядны.

  • Побудительные причины - вот что определяет ценность человеческих поступков; благородно только то, что бескорыстно.

  • Под насмешкой скрывается иногда духовная нищета.

  • Подобно тому как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на их прическу и башмаки.

  • Подчас бывает выгодней оставить службу у вельможи, чем жаловаться на него.

  • Подчас легче и полезнее приладиться к чужому нраву, чем приладить чужой нрав к своему.

  • Позволить управлять собою означает столько же ленность, сколько и слабость.

  • Покинуть двор хотя бы на короткое время - значит навсегда отказаться от него. Придворный, побывавший при дворе утром, снова возвращается туда вечером из боязни, что к утру там все переменится и о нем забудут.

  • Покорность моде обнаруживает наше ничтожество, когда ее простирают на то, что касается вкуса, здоровья и совести.

  • Полюбить — значит проявить слабость; разлюбить — значит иной раз проявить не меньшую слабость.

  • Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся правом смотреть на них и говорить с ними.

  • Порою кажется, что самые влиятельные из вельмож оптом получают власть, величие и высокомерие, а затем раздают их провинциям в розницу.

  • Праздность порождает пороки, а невежество распространяет и увековечивает их.

  • Презирать моду так же неумно, как слишком рьяно ей следовать.

  • Пренебрежительно отвергая любую похвалу, мы проявляем своего рода грубость: нам следует благодарить за нее, если она исходит от достойного человека, который чистосердечно хвалит то, что заслуживает похвалы.

  • При дворе даже самый тщеславный человек начинает чувствовать себя ничтожным - и не ошибается в этом: так малы там все, даже великие.

  • При дворе никто не хочет сделать первый шаг, все предлагают лишь поддержать его, ибо судят о других по себе и надеются, что ни у кого не хватит смелости начать и его поэтому не придется поддерживать.

  • При нововведениях и переменах в государстве правители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности: бывают обстоятельства, подсказывающие, что нельзя слишком раздражать народ; бывают другие, из коих ясно, что с ним можно не считаться.

  • Придворный употребляет весь свой ум, ловкость и хитрость не на то, чтобы найти способ услужить друзьям, умоляющим его о помощи, а на то, чтобы найти благовидные предлоги отказать в просьбе.

  • Признательность за услугу уносит с собой немалую долю дружеского расположения к тому, кто сделал нам добро.

  • Прямая противоположность тому, что говорят о делах и людях, часто и есть истинная правда о них.

  • Раб зависит только от своего господина, честолюбец — от всех, кто способен помочь его возвышению.

  • Раздобыв какую-нибудь новость, газетчик спокойно ложится спать; за ночь она успевает протухнуть, и поутру, когда он просыпается, ее приходится выбрасывать.

  • Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди.

  • С незапамятных времен люди словно сговорились разорять, жечь, убивать, резать друг друга ради лишней пяди земли; чтобы делать это более изобретательно и безошибочно, они придумали превосходные правила, которые наименовали военным искусством, поставили в зависимость от соблюдения этих правил долговечность нашего имени и славы и с тех пор из столетия в столетие изощрялись друг перед другом во взаимном истреблении.

  • С точки зрения милосердия смерть хороша тем, что кладет конец старости. Смерть, упреждающая одряхление, более своевременна, чем смерть, завершающая его.

  • Самое утонченное удовольствие для истинно хорошего собеседника заключается в том, чтобы доставлять его другим.

  • Склонность к осмеиванию говорит иногда о скудости ума.

  • Сколько на свете девушек, которым их незаурядная красота не дала ничего, кроме надежды на незаурядное богатство.

  • Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность.

  • Скупец после смерти тратит за один день больше, чем проживал в десять лет.

  • Слава или заслуга для некоторых людей — в том, чтобы хорошо писать, а для некоторых — в том, чтобы не писать вовсе.

  • Словоохотливость - один из признаков ограниченности.

  • Смерть, предупреждающая дряхлость, является более кстати, чем смерть, завершающая дряхлость.

  • Смеяться над умными людьми - привилегия глупцов.

  • Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях - значит быть несправедливым.

  • Ставьте людей на такие посты, которые можно защищать с риском для жизни, но с надеждой ее сохранить: человек любит и славу, и жизнь.

  • Стоит ли возмущаться тем, что люди черствы, неблагодарны, надменны, себялюбивы и равнодушны к ближнему? Такими они родились, такова их природа, и не мириться с этим - все равно, что негодовать, зачем камень падает, а пламя тянется вверх.

  • Столичный житель для провинциалки — то же, что для столичной жительницы — придворный.

  • Стремление некоторых стариков любить молодых женщин неразумно еще и потому, что они требуют к себе ответную любовь и питаются иллюзией, что они еще вправе на это рассчитывать. Впрочем, вина здесь не только самих стариков, а и тех молодых женщин, которые поддерживают в них это неразумие.

  • Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами и самими собой.

  • Сыпать веселыми остротами - это значит создавать нечто из ничего, то есть творить.

  • Та женщина, которая ценит в себе не столько красоту, сколько свойства души и ума, на голову выше других женщин; та, что больше всего ценит красоту, похожа на всех своих сестер, а та, что свою знатность или титул ценит больше, чем даже красоту, ниже других женщин, да, пожалуй, и не женщина вовсе.

  • Тайных любовных связей почти не существует: имена многих женщин так же прочно связаны с именами их любовников, как и с именами мужей.

  • Так же трудно заглушить обиду вначале, как помнить о ней по прошествии нескольких лет.

  • Талант, вкус, ум, здравый смысл - все это различные, но вполне совместимые достоинства.

  • Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами.

  • То, что людям известно о смерти, немножко смягчается для них тем, чего они не знают о ней; неопределенность времени прихода ее несколько походит на бесконечность.

  • То, что человек проматывает, он отнимает у своего наследника, а то, что скаредно копит, - у самого себя. Кто хочет быть справедливым к себе и другим, тот держится середины.

  • Только люди с низменной душой могут рассыпаться в похвалах тем, о ком до их возвышения отзывались пренебрежительно.

  • Тосковать о том, кого любишь, много легче, чем жить с тем, кого ненавидишь.

  • Тот, кто думает только о себе и о сегодняшнем дне, неизбежно совершает ошибки в политике.

  • Тот, кто любит так сильно, что хотел бы любить в тысячу раз сильнее, все же любит меньше, нежели тот, кто любит сильнее, чем сам того хотел бы.

  • Тревога, страх, уныние не избавляют от смерти, а, напротив, ускоряют ее; тем не менее я полагаю, что излишняя веселость тоже не к лицу людям, поскольку они смертны.

  • Труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда.

  • Труднее составить себе имя превосходным сочинением, нежели прославить сочинение посредственное, если имя уже создано.

  • Трудно сказать, чего больше заслуживает нерешительность - жалости или презрения, и неизвестно, что опаснее - принять ошибочное решение или не принимать никакого.

  • У войны за плечами тысячелетия.

  • У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим.

  • У детей одна забота - выискивать слабое место у своих наставников, а равно и у всех, кому они должны подчиняться.

  • У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.

  • У каждого из нас есть мелкие недостатки, которые мы охотно позволяем порицать и даже высмеивать; именно такие недостатки должны мы избирать у других в качестве мишени для шуток.

  • У каждого свое понятие о женской привлекательности; красота - это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений.

  • У многих людей нет иных достоинств, кроме их имени.

  • У многих людей только одно имя имеет какое-то значение; если же посмотреть на них поближе, то окажется, что они вовсе ничего не стоят; между тем издали они внушают уважение к себе.

  • У нас шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на глупого острослова: куда ни глянь, везде ползают эти насекомые.

  • У подданных деспота нет родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством.

  • Угасание любви - вот неопровержимое доказательство того, что человек ограничен и у сердца есть пределы.

  • Удовольствие критиковать мешает наслаждаться прекрасным.

  • Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость.

  • Ум так относится к таланту, как целое к части.

  • Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение.

  • Умное выражение лица у мужчин - то же, что правильность черт у женщин; это род красоты, которую и самые тщеславные люди желали бы иметь.

  • Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность.

  • Хороший врач - это человек, знающий средства от некоторых недугов или, если болезнь ему не знакома, зовущий к больному тех, кто сможет ему помочь.

  • Хороший и взыскательный автор знает, что выражение, найденное после долгих и трудных поисков, оказывается обычно самым простым, самым естественным - первым, которое безо всяких усилий должно было бы прийти в голову.

  • Хорошо быть знатным, но не хуже быть и таким человеком, о котором никто уже не спрашивает, знатен он или нет.

  • Хотя это и противно здравому смыслу, но еще совсем недавно придворный, отличающийся благочестием, казался смешным чудаком; мог ли он надеяться, что так скоро войдет в моду?

  • Часто люди падают с большой высоты из-за недостатков, которые помогли им ее достичь.

  • Часто пешки, которыми умно распоряжаются, проходят в ферзи и решают исход партии; выигрывает ее самый ловкий или самый удачливый.

  • Человек может возвысится лишь двумя путями - с помощью собственной ловкости или благодаря чужой глупости.

  • Человек самовлюбленный — это тот, в ком глупцы усматривают бездну достоинств.

  • Человек, некоторое время занимавшийся интригами, уже не может без них обойтись: все остальное ему кажется скучным.

  • Чем ближе мы соприкасаемся с великими людьми, тем более ясно видим, что они всего лишь люди. Они редко кажутся великими своим слугам.

  • Чем больше милостей женщина дарит мужчине, тем сильнее она его любит и тем меньше любит ее он.

  • Что встречается реже, чем способность к здравому суждению? Разве что алмазы и жемчуга?

  • Что постыднее - не получить место, которое заслужил, или занять его, не заслужив?

  • Чтобы писать ясно, каждый сочинитель должен поставить себя на место читателей.

  • Шарлатан - это лжеврач, отправляющий вас на тот свет, тогда как настоящий врач дает вам умереть своей смертью.

  • Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.

  • Я не уверен, что о человеке можно судить по первому его проступку, вызванному крайней необходимостью, сильной страстью, порывом.

  • Ясность ума, которая помогает нам писать хорошие книги, в то же время заставляет нас сомневаться, так ли уж они хороши, чтобы их стоило читать.


    Всего афоризмов: 287



  • Количество обращений к автору афоризмов: 2260






    Рейтинг@Mail.ru

    Афоризмы apothegm.ru@yandex.ru