Афоризмы, крылатые фразы, цитаты

Авторы афоризмов | Биографии | Темы афоризмов | Афоризмы по категориям | Случайный афоризм | Рассылка
Рейтинг авторов афоризмов 

Никола Шамфор


Никола Шамфор (1741-1794)
французский писатель


Биография



  • Беда тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером.

  • Без женщин начало нашей жизни было бы лишено помощи, середина — удовольствий и конец — утешения.

  • Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга.

  • Большое несчастье — потерять из-за свойств своего характера то место в обществе, на которое имеешь право по своим дарованиям.

  • Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.

  • Брак — слишком совершенное состояние для несовершенного человека.

  • Будь мне братом, или я убью тебя. (По поводу революционного лозунга «Братство или смерть!»).

  • Бывают времена, когда нет мнения зловреднее, чем общественное мнение.

  • Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.

  • В основе добродетельных поступков и готовности жертвовать своими интересами и самим собою лежат потребность благородной души, великодушие сердца и, в какой-то степени, эгоизм сильной натуры.

  • В природе каждое явление — запутанный клубок, в обществе каждый человек — камешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном все переплетено, нет ничего беспримесного, ничего обособленного.

  • В серьезных делах люди высказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах - такими, какие они есть.

  • В уединении мы счастливей, чем в обществе. И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей — о людях?

  • Великодушие - это не что иное, как сострадание благородного сердца.

  • Влюбленный человек всегда силится превзойти самого себя в приятности, поэтому влюбленные большею частью так смешны.

  • Во Франции семь миллионов человек живут милостыней, а двенадцать — не в состоянии ее подать.

  • Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов.

  • Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем-то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло.

  • Выслушать чужую тайну — это все равно что принять вещь в заклад.

  • Глубокое равнодушие, с которым люди относятся к добродетели, кажется мне более возмутительным, чем порок.

  • Глупости и ошибки, на которые министр толкает своего повелителя, лишь укрепляют подчас его положение: он как бы еще теснее связывает себя с монархом узами сообщничества.

  • Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума.

  • Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.

  • Громить пороки и щадить порочных — это все равно, что осуждать карты и защищать картежную игру.

  • Грош цена тому чувству, у которого есть цена.

  • Для души и разума нерешительность и колебания - то же, что допрос с пристрастием для тела.

  • Добродетель, как и здоровье, нельзя назвать высшим благом. Она не столько благо, сколько его местонахождение. Стремиться к добродетели нужно главным образом потому, что она — полная противоположность пороку.

  • Если Господь не насылает на нас второй всемирный потоп, то лишь потому, что первый не принес результатов.

  • Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.

  • Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви.

  • И в браке и в безбрачии есть свои недостатки; из этих двух состояний предпочтительней то, которое еще возможно исправить.

  • И дурные люди совершают иногда хорошие поступки: они словно хотят проверить, впрямь ли это так приятно, как утверждают люди порядочные.

  • Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание: «Что из двух не выберешь, все равно пожалеешь».

  • Из всех разновидностей лицемерия самая пристойная - это ложная скромность.

  • Известность — удовольствие быть знакомым тем, кто с тобой незнаком.

  • Иной раз довольно не примириться с высокомерием и чванством, чтобы обратить их в ничто: порой их достаточно не заметить, чтобы они стали безвредны.

  • История народов, угнетенных деспотами, — это всего лишь сборник анекдотов.

  • Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже.

  • Как не пожелать, чтобы негодяй был ленивцем, а глупец — молчальником!

  • Как общество рассуждает, так им и управляют. Его право — говорить глупости, право министров — делать глупости.

  • Клевета похожа на докучую осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять ее не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.

  • Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам.

  • Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.

  • Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту: ему доступно только добродушие.

  • Кто не хочет быть фигляром, пусть избегает подмостков: взобравшись на них, не фиглярствовать уже нельзя, иначе публика забросает вас камнями.

  • Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит.

  • Лучше уж быть банкротом, чем быть никем.

  • Любая страсть всегда все преувеличивает, иначе она не была бы страстью.

  • Любовь - единственное чувство, в котором все истинно и все лживо; скажи о ней любую нелепость, и она окажется правдой.

  • Любовь - это рискованное предприятие, которое неизменно кончается банкротством; кто им разорен, то вдобавок еще и опозорен.

  • Любовь в таком виде, в каком она принята в нашем обществе, — это всего лишь игра двух прихотей и соприкасание двух эпидерм.

  • Любовь как прилипчивая болезнь: чем больше ее боишься, тем скорее подхватишь.

  • Любовь не ищет подлинных совершенств; более того, она их как бы побаивается: ей нужны лишь те совершенства, которые творит и придумывает она сама.

  • Любовь приятнее брака по той же причине, по какой романы занимательнее исторических сочинений.

  • Любовь, даже самая возвышенная, отдает вас во власть собственным страстишкам, а брак — во власть страстишкам вашей жены: честолюбию, тщеславию и всему прочему.

  • Любой человек, способный испытывать возвышенные чувства, вправе требовать, чтобы его уважали не за положение в обществе, а за характер.

  • Людей безрассудных больше, чем мудрецов, и даже в мудреце больше безрассудства, чем мудрости.

  • Людей, которые ни к чему не подлаживаются, живут как им велит сердце, поступают согласно своим правилам и чувствам, — вот кого мне почти не доводилось встречать.

  • Люди делятся на две части: у одной, меньшей, есть обед, но нет аппетита; у другой, большей, — отличный аппетит, но нет обеда.

  • Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок.

  • Людская дружба в большинстве случаев прорастает множеством колючих «если» и «но» и в конце концов переходит в обыкновенные приятельские отношения, которые держатся только благодаря недомолвкам.

  • Мало на свете пороков, которые больше мешают человеку обрести многочисленных друзей, чем слишком большие достоинства.

  • Между полами нет никаких различий, которые не проистекали бы из воспитания.

  • Министры уронили престиж королевской власти, попы — престиж религии. Бог и король расплачиваются за глупость своих лакеев.

  • Мир хижинам, война дворцам!

  • Можно побиться об заклад, что всякая общественная идея, всякое общепринятое мнение — глупость, так как оно понравилось большинству.

  • Молчание человека, известного своим красноречием, внушает гораздо больше почтения, чем болтовня заурядного говоруна.

  • Мужчина охладевает к женщине, которая слишком сильно его любит. Видимо, с сердечными чувствами дело обстоит как с благодеяниями: кто не в состоянии отплатить за них, тот становится неблагодарным.

  • Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным.

  • На вопрос, почему женщина выставляет напоказ свои победы над мужчинами, можно дать много ответов, и почти все они оскорбительны для мужчин. Правильный же ответ таков: у нее просто нет другого способа понаслаждаться своей властью над сильным полом.

  • Надменность должна стать щитом скромности.

  • Найти счастье в себе трудно, а где-либо еще — невозможно.

  • Наряд — предисловие к женщине, а иногда и вся книга.

  • Наслаждайся и дари наслаждение, не причиняя зла ни себе, ни другим, — в этом, на мой взгляд, заключается суть нравственности.

  • Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.

  • Некто простодушно признался другу: «Сегодня мы приговорили к смертной казни трех человек. Двое вполне ее заслужили».

  • Непомерные притязания — вот источник наших горестей, и счастье в жизни мы получаем лишь тогда, когда он иссякает.

  • Ни в своей физической жизни, ни в жизни общественной человек не должен притязать на то, на что он не способен.

  • Нужно выбирать — либо знать женщин, либо любить их. Середины не существует.

  • Об одном крайнем эгоисте некто сказал: "Он готов сжечь ваш дом, чтобы сварить себе пару яиц".

  • Общественное мнение - это судебная инстанция такого рода, что порядочному человеку не подобает ни слепо верить его приговорам, ни бесповоротно их отвергать.

  • Одно из великих несчастий человека состоит в том, что порою даже его достоинства не идут ему впрок, а искусство управлять и разумно пользоваться ими дается лишь опытом, нередко запоздалым.

  • Определение деспотизма: такой порядок вещей, при котором высший низок, а низший унижен.

  • Плуты всегда стараются хотя бы отчасти казаться честными людьми.

  • По тому, как самолюбивы женщины пожилые, которые уже никому не нравятся, можно судить, каково было их самолюбие в молодые годы.

  • По-настоящему мы знаем лишь тех, кого хорошо изучили; людей же, достойных изучения, очень мало. Отсюда следует, что человеку подлинно выдающемуся не стоит, в общем, стремиться к тому, чтобы его узнали. Он понимает, что оценить его могут лишь немногие и что у каждого из этих немногих есть свои пристрастия, самолюбие, расчеты, мешающие им уделять его дарованиям столько внимания, сколько они заслуживают.

  • Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли.

  • Постигая зло, заложенное в природе, преисполняешься презрения к смерти; постигая пороки общества, научаешься презирать жизнь.

  • Почет ценнее известности, уважение ценнее репутации, честь ценнее славы.

  • Почти все люди — рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово «нет»…

  • Прежде любовные интриги были увлекательно таинственны, теперь они увлекательно скандальны.

  • Природа устроила так, что питать иллюзии свойственно не только безумцам, но и мудрецам: в противном случае последние слишком сильно страдали бы от собственной мудрости.

  • Скажем прямо, счастливо живет в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души.

  • Слабовольные люди — это легкая кавалерия армии дурных людей: они приносят больше вреда, чем сама армия, потому что все разоряют и опустошают.

  • Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками — там нужна разменная монета, в особенности мелочь.

  • Со счастьем дело обстоит, как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится.

  • Созерцательная жизнь часто очень безрадостна. Нужно больше действовать, меньше думать и не быть сторонним свидетелем собственной жизни.

  • Сочетать снисходительное презрение с сарказмом веселья - вот лучшая философия для этого мира.

  • Сперва любовь, потом брак: сперва пламя, потом дым.

  • Сперва нужно быть справедливым, а уже потом великодушным; сперва нужно обзавестись рубашками, а уже потом кружевами.

  • Стоит ли исправлять человека, чьи пороки невыносимы для общества? Не проще ли излечить от слабодушия тех, кто его терпит?

  • Существует поговорка, что самая красивая женщина не может дать больше, чем имеет. Это кругом неверно: она дает мужчине решительно все, чего он от нее ждет, ибо в отношениях этого рода цену получаемому назначает воображение.

  • Счастье - вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в ином месте.

  • Счастье походит на слишком богатую и расточительную жену, которая разоряет семью, куда приносит богатое приданое.

  • Считается признанным, что люди привязываются к тем, кому они помогли. Это говорит о доброте природы: способность любить — вот поистине заслуженная награда за благое дело.

  • Те, кто составляет сборники стихов или острот, подобны людям, которые угощаются вишнями или устрицами: сперва они выбирают лучшие, потом поглощают все подряд.

  • Тщеславие - свойство натур слабых и порочных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным.

  • У меня есть три сорта друзей: друзья, которые меня любят, друзья, которые обо мне нисколько не заботятся, и друзья, которые меня терпеть не могут.

  • У человека должно хватать ума на то, чтобы ненавидеть своих врагов.

  • Убеждение - это совесть разума.

  • Увидев, как герцогиня д'Оллон строит глазки собственному супругу, любовник ее воскликнул: «Вот ведь негодница! Только мужа мне еще не хватало», — и тут же ушел.

  • Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете.

  • Успех порождает успех, как деньги идут к деньгам.

  • Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать. Такт — это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность — хороший вкус в беседе и речах.

  • Человек бедный, но независимый состоит на побегушках только у собственной нужды; человек богатый, но зависимый — на побегушках у другого человека, а то и у нескольких сразу.

  • Человек без твердых правил почти всегда лишен и характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила.

  • Человек остается новичком всю свою жизнь.

  • Человек разумный и в то же время порядочный должен быть не только чист перед своей совестью, но из уважения к себе еще и предусмотрителен, чтобы заранее разгадать и отвратить клевету.

  • Человек часто остается наедине с самим собой, и тогда он нуждается в добродетели; порою он находится в обществе других людей, и тогда он нуждается в добром имени.

  • Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, нежели возвышенные: омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец.

  • Чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.

  • Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучить себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди.

  • Чтобы управлять людьми, нужна голова: для игры в шахматы мало одного добросердечия.

  • Чувство будит в нас мысль — с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!

  • Шутка призвана карать любые пороки человека и общества; она оберегает нас от постыдных поступков, помогает нам ставить каждого на его место и не поступаться собственным.

  • Я знавал когда-то человека, который перестал волочиться за певичками, потому что, по его словам, они оказались такими же лицемерными, как порядочные женщины.


    Всего афоризмов: 126



  • Количество обращений к автору афоризмов: 1508






    Рейтинг@Mail.ru

    Афоризмы apothegm.ru@yandex.ru