Афоризмы, крылатые фразы, цитаты

Авторы афоризмов | Биографии | Темы афоризмов | Афоризмы по категориям | Случайный афоризм | Рассылка
Рейтинг авторов афоризмов 

Карл Маркс (Karl Heinrich Marx)


Карл Маркс (1818-1883)
основоположник научного коммунизма


Биография



  • Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.

  • Безусловный долг законодателя — не превращать в преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств. С величайшей гуманностью должен он исправлять все это, как социальную неурядицу, и было бы величайшей несправедливостью карать за эти проступки как за антисоциальные преступления.

  • Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.

  • Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.

  • Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.

  • Быть чувственным значит быть страдающим.

  • В действительности… истинная «общественно-воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.

  • В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

  • В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе…

  • В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

  • В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…

  • В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

  • В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни…

  • Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

  • Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.

  • Воспитатель сам должен быть воспитан.

  • Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.

  • Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия…

  • Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста… В ней сосредоточиваются вся моя духовная энергия и вся сила моих чувств. Я вновь ощущаю себя человеком в полном смысле слова, ибо испытываю огромную страсть.

  • Время — это простор для развития способностей.

  • Все действительно сильные натуры… раз вступив на революционный путь, даже из поражений всегда черпали новые силы…

  • Всеобщая скромность духа — это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи.

  • Всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов…

  • Всякая нация может и должна учиться у других.

  • Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

  • Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

  • Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль…

  • Говорить… об «естественной справедливости» — бессмыслица.

  • Государство воспитывает своих членов тем путем, что делает их членами государства, что оно превращает частные цели во всеобщие, грубый инстинкт — в нравственные склонности, природную независимость — в духовную свободу…

  • Грубый, невоспитанный человек готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль. Свои мозоли он делает мерилом оценки человеческих действий.

  • Для социалистического человека вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом…

  • Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть… в высокой степени культурным человеком…

  • Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…

  • Древние… говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде. Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах!

  • Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.

  • Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.

  • Если законодательство не может декретировать нравственность, то оно еще в меньшей степени может провозгласить правом безнравственность.

  • Если конструирование… грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем…

  • Если обстоятельства, в которых живет… индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных… то этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития. Никакая моральная проповедь тут не поможет.

  • Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

  • Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи.

  • Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.

  • Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

  • Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей.

  • Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

  • Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

  • Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.

  • Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность, безнравственный, грубо-вещественный взгляд на государство. Они — невольный крик нечистой совести.

  • Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.

  • Идеи… к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.

  • Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого.

  • Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая истина…

  • Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

  • Истина так же мало скромна, как свет.

  • Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру, но отнюдь не в непринужденном проявлении страсти и выказывании преждевременной фамильярности.

  • Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению…

  • Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «Боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

  • История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

  • К смешному я отношусь серьезно, когда представляю его в смешном виде…

  • Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого…

  • Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.

  • Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

  • Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

  • Какое счастье — дружба, подобная той, какая существует между нами. Ты-то знаешь, что никакие отношения я не ценю столь высоко.

  • Когда раб превращается в господина на один день, то в этот день неограниченно властвуют грубые инстинкты.

  • Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма…

  • Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали… Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов.

  • Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезнет сама собой.

  • Коммунисты отнюдь не хотят… уничтожить «частного человека» в угоду «всеобщему», жертвующему собой человеку…

  • Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек.

  • Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

  • Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…

  • Любовь родителей наиболее бескорыстна.

  • Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами.

  • Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.

  • Мой труд был бы свободным проявлением жизни и поэтому наслаждением жизнью.

  • Мораль зиждется на автономии человеческого духа…

  • Мораль — это «бессилие в действии». Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение.

  • Моральную силу невозможно создать параграфами закона…

  • Мы должны открыто предостеречь от такого рода лицемерных друзей, которые, правда, заявляют о своем согласии с принципами, но сомневаются в их осуществимости, потому что мир-де еще не созрел для них…

  • На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность.

  • На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

  • Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

  • Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования… Но хорошо же то общество, которое не знает лучшего средства самозащиты, чем палач, и которое… провозглашает свою собственную жестокость вечным законом.

  • Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок…

  • Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

  • Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. — Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.

  • Не только богатство человека, но и бедность его получает при социализме в равной мере человеческое и потому общественное значение. Она есть пассивная связь, заставляющая человека ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек.

  • Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

  • Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.

  • Необходимо… очеловечить чувства человека… создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.

  • Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине… На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.

  • Нет ничего более легкого, как наслаждаться по всякому поводу своим моральным совершенством; всего легче делать это по отношению к мертвым.

  • Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

  • Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

  • Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.

  • Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

  • Никуда не годится «народное воспитание через посредство государства»… Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

  • Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства.

  • Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

  • Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

  • Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.

  • Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей…

  • Оставаться… скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.

  • Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

  • Отчаяние в собственном спасении превращает личные слабости в слабости человечества, чтобы сбросить это бремя с собственной совести…

  • Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов.

  • Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.

  • Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.

  • Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и… даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей… Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.

  • Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.

  • Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае… я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни…

  • Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.

  • Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.

  • Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.

  • Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.

  • Присвоение богатства… обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

  • Противно быть под ярмом — даже во имя свободы…

  • Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок…

  • Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.

  • Разве я не уничтожаю свободу характера, когда я требую, чтобы он был свободен на чужой лад?

  • Революции — локомотивы истории.

  • Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

  • Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.

  • Религия — опиум народа.

  • Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

  • Речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы осуществить мысли прошедшего.

  • Роскошь представляет собой противоположность по отношению к природной необходимости.

  • Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.

  • Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления…

  • Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает возлюбленный, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя.

  • Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

  • Сердце человека — удивительная вещь, особенно, если человек носит сердце в своем кошельке…

  • Смерть героев подобна закату солнца.

  • Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

  • Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

  • Страдание, понимаемое в человеческом смысле, есть самопотребление человека.

  • Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

  • Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

  • Стыд — это уже своего рода революция…

  • Существенная форма духа — это радостность, свет…

  • Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным.

  • Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием…

  • Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов.

  • То, что можно сказать об отношении человека к своему труду… то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку…

  • Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.

  • Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться… хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей. Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей…

  • Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

  • Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

  • У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».

  • Уважающие себя люди вовсе не должны слепо доверять друг другу.

  • Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу…

  • Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

  • Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

  • Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

  • Человек есть в самом буквальном смысле… не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

  • Человек живет природой.

  • Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.

  • Человек… свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность…

  • Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

  • Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком…

  • Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.

  • Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления.

  • Чрезмерная серьезность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.

  • Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?

  • Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.

  • Я вообще не думаю, что личности должны служить гарантиями против законов; я, наоборот, думаю, что законы должны служить гарантиями против личностей.

  • Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.

  • Я знаю только одно: что я не марксист.

  • Я принес все свое состояние в жертву революционной борьбе. Я не сожалею об этом. Наоборот. Если бы мне нужно было снова начать свой жизненный путь, я сделал бы то же самое.

  • «Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.


    Всего афоризмов: 171



  • Количество обращений к автору афоризмов: 1650






    Рейтинг@Mail.ru

    Афоризмы apothegm.ru@yandex.ru